Эд Кевбрин
CEO в Eggs Com

Как посчитать юнит-экономику?

Написано на примере стартапа hrani.live без использования ИИ
Время чтения: 6 минут

Что такое юнит-экономика?

Стакан воды в пустыне и стакан воды в квартире стоят по-разному несмотря на то, что физически это одни и те же товары. Все дело в том, что это разные продукты. Продавать стаканы воды в пустыне - выгодно, продавать в квартире - нет. И это не только вопрос готовности рынка купить, это еще вопрос себестоимости продажи (привлечения клиента), стоимости производства (постоянных и переменных затрат), ну и конечно емкости рынка. Эти параметры называются метриками, а один стакан в данном случае - юнитом. В стартапах часто говорят "не сходитcя экономика" - это как раз означает, что затраты на продажу продукта выше чем доход - это значит что на каждой последующей продаже вы теряете больше чем зарабатываете. Чтобы избежать потерь, считают юнит-экономику.

Юнит-экономика — это метод расчета рентабельности (размера прибыли и убытков) по конкретной продаже (юниту). Юнит — это базовая измеряемая единица бизнеса, которая приносит доход или требует затрат.
Цель анализа юнит-экономики — понять, сколько дохода приносит каждый юнит и какие затраты с ним связаны. Это помогает оценить прибыльность бизнеса на самом базовом уровне.

В одной компании можно продавать "шарики" и "фонарики". Шарики, например, мы продаем по одной штуке в руки, а фонарики - оптовыми партиями. Так вот в первом случае один юнит - это шарик, а во втором - партия фонариков.

Если в своем проекты вы продаете подписку на месяц, то ваш юнит - размер оплаты на месяц. Если ПО продается по корпоративной подписке, то юнит - единовременная продажа с техподдержкой. Если это ИИ, то оплата за использование (токены) и тд.

Если мы продаем телефоны оптом, то юнит — это усредненная партия. Если у нас кафе, то юнит — это один усредненный заказ одного человека.

Ключевые метрики

Customer Acquisition Cost или Cost Per Acquisition (CAC или CPA) —
стоимость привлечения клиента: рассчитывается как сумма маркетинговых и продажных затрат, деленная на количество привлеченных клиентов.

COGS (Cost of Goods Sold)
себестоимость проданных товаров или услуг

FixCosts (Постоянные затраты)
затраты, которые не зависят от количества произведенных единиц, например аренда или зарплаты.

CAPEX (Capital Expenditures) —
капитальные расходы на долгосрочные активы, такие как оборудование.

Lifetime Value (LTV) —
пожизненная ценность клиента: Выручка, которую клиент приносит за все время взаимодействия с бизнесом.

Валовая прибыль —
доходы минус себестоимость без учета постоянных расходов.

Contribution Margin (Маржа на единицу) —
прибыль на юнит: Разница между выручкой от продажи и прямыми затратами на производство этого юнита.

Маржинальность —
процентное соотношение маржи к выручке

Окупаемость —
момент, когда доходы покрывают расходы.

Точка безубыточности —
объем продаж, при котором компания не получает убытков, но еще не приносит прибыль.


Эта статья — часть курса «На пенсию к 35»
Пройти полный курс можно в чат-боте бесплатно
!
!
!

Пример расчета

Считать экономику - это задача экономистов, но понимать нужно каждому основателю. Давайте пройдемся вместе по разным упрощенным примерам, чтобы понять принцип, а потом углубимся в экономику сообщества.

Параметры для интернет-магазина (юнит - товар)
Стоимость товара (Revenue): 2000 Р
Себестоимость (COGS): 1200 Р (затраты на упаковку, хранение, доставку)
Цена привлечения клиента (CAC/CPA): 1000 Р
Среднее число покупок на клиента: 2
Затраты на маркетинг: 50 000 Р
Расчет LTV: 2000*2 = 4000 Р (доход за время жизни клиента)
Расчет CAC/CPA: 50 000/1000 = 50 (количество клиентов при таком CPA)
Маржа Gross Margin: 4000 - 1200 - 1000 = 1800 Р (валовая прибыль с клиента)

Как видно по этому примеру, из-за того клиент покупает у нас одновременно два товара, валовая прибыль для нас остается положительной - с каждого по 1800 Р. Но очевидно, что есть те, кто покупает по одному товару и вот в этом случае мы теряем по 200 Р на каждой сделке (2000 - 1200 - 1000 = - 200) - надо смотреть сколько разрезе когорт - сколько у нас таких, а сколько таких клиентов.

Параметры для профессионального сообщества (юнит - подписка)
Стоимость подписки в месяц (Revenue): 6000 Р
Себестоимость (COGS): 4000 Р (затраты на мероприятия и клиентов)
Цена привлечения клиента (CAC/CPA): 2000 Р
Среднее число месяцев в сообществе: 3
Затраты на маркетинг: 50 000 Р
Расчет LTV: 6000*3 = 18000 Р (доход за время жизни клиента)
Расчет CAC/CPA: 50 000/2000 = 25 (количество клиентов при таком CPA)
Маржа Gross Margin: 6000 - 4000 - 2000 = 0 Р (валовая прибыль с клиента)

Вот в этом примере нас ожидает сюрприз с подписочной моделью - в первый месяц она оказывается не окупается и наш доход - нулевой. И тут на первое место выходит срок жизни клиента. Если во второй месяц человек останется с нами, то мы заработаем 2000 Р, а если нет, то будем "в нуле" и другие затраты (например зарплату администратора), будем платить из своего кармана или будем работать сами.

Параметры для offline-кофейни (юнит - чашка кофе)
Стоимость чашки кофе (Revenue): 300 Р
Себестоимость (COGS): 50 Р (затраты на зерно)
Цена привлечения клиента (CAC/CPA): 100 Р
Среднее число чашек кофе на человека: 1
Затраты на маркетинг: 50 000 Р
Расчет LTV: 300*1 = 300 Р (доход за время жизни клиента)
Расчет CAC/CPA: 50 000/100 = 500 (количество клиентов при таком CPA)
Маржа Gross Margin: 300 - 100 - 50 =150 Р (валовая прибыль с клиента)

Это хорошие цифры, которые нас полностью должны устраивать. Доход 150 рублей с одной чашки кофе для 500 человек принесет нам 75 000 Р валовой прибыли - этого с лихвой хватит на зарплату сотрудника и постоянные издержки. Отсюда у нас так много кафе - практически на каждом углу - это достаточно маржинальный бизнес.

Конечно, реальный расчет юнит-экономики - более серьезное и сложное действие, но суть остается неизменной - мы считаем прибыль на единицу и умножаем на количество единиц - отсюда получаем возможную выручку в будущем. Попробуйте сейчас самостоятельно заполнить модельку в дашборде.
Как посчитать юнит-экономику

Как посчитать юнит экономику?

1. Сначала вносите известные постоянные издержки
Расчет ЮЭ - это моделирование. Соответственно прежде всего ставим в модель цифры, которые плюс-минус известны: размер зарплаты, аренда, стоимость закупа партии продукции - все что можно выяснить из открытых источников и проведенного анализа конкурентов.

2. Затем предположения по конверсии, емкости рынка и цене клиента
В модели всегда есть место условностям - их можно и нужно регулировать. Посмотрите какая по рынку средняя конверсия в том канале, где хотите привлекать клиентов (допустим в РСЯ CR = 1% при цене клика CPC = 5 Р и ценой лида CPL = 150 Р), поставьте желаемую цену продукта, и ожидаемый объем продаж - должна получится красивая картинка, в которой вы зарабатываете много валовой прибыли (для упрощения, тут имеется ввиду валовая прибыль = Gross Margin = EBIDTA).

3. Проверяйте гипотезы и меняйте параметры
Далее идет этап тестирования КМА и реального поиска стоимости клиента и количества клиентов в канале продаж. На этом этапе нужно смотреть на реальный показатели и на то, "сходится" ли бизнес-модель (те остается ли прибыль при определенном объеме продаж)

Шорткаты и секреты

CPA - самая важная метрика
В модели есть параметры, которыми можно управлять, а есть параметры, которые продиктованы рынком. Так вот очень много хороших идей "разбиваются о берег CPA". Просто потому, что привлечение клиентов съедает всю прибыль - поэтому в цифровых товарах и услугах лучше следить за этим параметром. В Deeptech проектах (например, в условной робототехнике), где высокая себестоимость производства, этот параметр не так важен. Но чем ниже себестоимость, тем больше участников рынка могут войти на рынок, тем важнее следить за CPA.

Юнит-экономика нужна в моменте
ЮЭ нужна не всегда и не везде. Иногда ее составляют и оставляет в неизменном виде на года. Но если вам нужно сделать что-то из перечисленного ниже, то экономика точно пригодится:

  • принять решение о запуске нового бизнеса или проекта;
  • сравнить продукты между собой;
  • прогнозировать доходы с учётом изменения цены либо структуры расходов;
  • найти идеи для изменения продукта;
  • привлечь инвестиции под прогноз будущих доходов.

Тратить деньги на проверку обязательно
Нельзя просто так "взять и получить" реальную юнит-экономику не потратив ни рубля. Хорошо, когда "реклама бесплатная и люди приходят сами", но в реальной жизни так не бывает. Там где бесплатно - уже полно рекламы. Это проблема один. А проблема два - все что бесплатно и хорошо, то очень быстро заканчивается, а данные вы в итоге получаются не настоящие. Можно продать через друзей 10 "шариков/фонариков", но нельзя продать 100. А прибыль, и интерес в бизнесе, лежит именно в 100. Размещение в платных каналах с самого начала позволит привлечь реальный траффик и даст реальные цифры, на которые можно опираться при масштабировании.

Почитать по теме

«Старт UP: настольная книга основателя»
С.Бланк, Б. Дорф